Консультации для родителей 

Показатель готовности детей к школе

       Вопрос готовности ребёнка к школе многие родители часто связывают лишь со сформированностью у него сугубо образовательных навыков и умений: развитием первичных математических представлений, логического мышления, умения ориентироваться в пространстве, развитостью речи, фонематического слуха и т.п. Но даже при наличии у дошкольника необходимого запаса знаний и умений, уровня интеллектуального и волевого развития, ему будет трудно учиться в школе без определённой социальной, психологической и физической готовности к обучению. Что должны об этом знать родители, взрослые, чтобы при необходимости помочь ребёнку?

Н. Л. Шестерична

Показатели готовности детей к обучению в школе включают следующие моменты:

1.      Мотивационную готовность. Родителям важно знать уровень сформирован ости у ребёнка положительного отношения к школе. Оно может быть расширено с помощью вашего рассказа о своих любимых учителях, школьных друзьях, занятиях.

2.      Физическую готовность. Обучение в школе потребует от ребёнка большой физической нагрузки, способности управлять своими движениями, телом. Поэтому успех в учебной деятельности во многом зависит от развития у ребёнка таких физических качеств, как ловкость, координированность, гибкость, сила, выносливость.

3.      Эмоционально-волевую готовность. Ребёнку в 6—7 лет ещё трудно управлять своим поведением, поскольку у него в этом возрасте недостаточно развита воля. Его необходимо научить устанавливать отношения между целью действий и их мотивами, развивая умения наблюдать, слушать, добиваться решения поставленных задач.

4.      Социальную готовность (готовность в сфере общения). При поступлении в школу изменяется система отношений в межличностном общении детей. Если в детском саду отношения были более эмоциональные, индивидуально-личностные, то в школе они становятся более деловыми, когда ребёнок оценивается по выполненным делам. Будущий школьник должен быть готов к новому уровню межличностных отношений как со сверстниками, так и со взрослыми.

5.      Умственную готовность. Что необходимо знать и уметь вашему ребёнку при поступлении в школу?

1. Своё имя, фамилию, отчество.

2. Свой возраст (желательно дату рождения)

3. Свой домашний адрес

4. Свой город и его главные достопримечательности

5. Страну, в которой он живёт

6. Фамилию, имя, отчество родителей

7. Времена года (их последовательность, месяцы, основные приметы каждого времени года, загадки и стихи о временах года)

8. Домашних животных и их детенышей

9. Диких животных наших лесов, жарких стран, севера, их повадки, детенышей

10. Транспорт наземный, водный, воздушный

11. Различать обувь, одежду и головные уборы; зимующих и перелетных птиц; овощи, фрукты, ягоды

12. Знать и уметь рассказывать русские народные сказки

13. Знать великих русских поэтов и писателей — А.С.Пушкина, Л.Н.Толстого, С.А.Есенина, Ф.И.Тютчева и других, а также некоторые их произведения для детей.

14. Различать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал.

15. Свободно ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (правая — левая сторона, верх — низ и т.д.)

16. Уметь полно и последовательно пересказать прослушанный или прочитанный рассказ, составить (придумать) рассказ по картинке

17. Запомнить и назвать 6—10 предметов, картинок, слов

18. Различать гласные и согласные звуки

19. Разделять слова на слоги с помощью хлопков, шагов, по количеству гласных звуков

20. Определять количество и последовательность звуков в словах типа «мак», «дом», «суп», «дубы», «сани», «зубы», «осы»

21. Хорошо владеть ножницами (резать полоски, квадраты, круги, прямоугольники, треугольники, овалы, вырезать по контуру предмет).

22. Владеть карандашом: проводить вертикальные и горизонтальные линии, рисовать геометрические фигуры, людей, штриховать предметы карандашом, не выходя за контуры предметов

23. Свободно считать от 1 до 10 и обратно, выполнять счётные операции в пределах 10

 

Оцениваем готовность ребёнка к школе

Пролетела детсадовская пора. Осенью Ваш ребёнок идёт в первый раз в первый класс. Конечно же, у Вас возникает куча вопросов и тревог. Лето - тот последний промежуток вольной жизни, за который можно успеть подготовить вашего ребёнка к школе. В первую очередь проверяем психологическую зрелость ребёнка.

Что же такое психологическая (школьная) зрелость?

Выделяют три аспекта школьной зрелости: интеллектуальный, эмоциональный и социальный.

Интеллектуальная зрелость для возраста 6-7 лет - это умение выделять фигуру из фона, способность концентрировать внимание, устанавливать связи между явлениями и событиями, возможность логического запоминания, умение воспроизводить образец, а также развитие тонких движений руки и их координации.

Эмоциональная зрелость - это ослабление непосредственных, импульсивных реакций и умение длительно выполнять не очень привлекательную работу, то есть развитие произвольности поведения.

Социальная зрелость подразумевает потребность в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение законам детских групп, способность принимать роль ученика, умение слушать и выполнять указания учителя.

За основу готовности к школе, таким образом, принимается некоторый необходимый уровень развития ребенка, без которого он вообще не может успешно учиться в школе.

Очевидно, что не всякий ребенок может пойти в школу и успешно в ней учиться. Каждый ребенок развивается индивидуально. Одни быстро начинают говорить, другие раньше начинают ходить. Поэтому к школьному возрасту дети приходят с разным багажом опыта - знаниями, умениями, навыками, привычками. Впоследствии каждый из них научится читать и считать и, может быть, даже станет грамотным, но к моменту поступления в школу важнее иметь не конкретные сформированные навыки, а способность воспринимать и усваивать новый материал, то есть способность ребенка к обучению.

Итак, поскольку школьная зрелость, как и вообще все развитие ребенка, подчиняется закону неравномерности психического развития, каждый ребенок имеет свои сильные стороны и зоны наибольшей уязвимости. Предлагаем вам короткий тест для того, чтобы Вы смогли оценить готовность своего ребенка к школе.

Тест для родителей:

- Хочет ли ваш ребенок идти в школу?

- Привлекает ли вашего ребенка в школе то, что он там много узнает и в ней будет интересно учиться?

- Может ли ваш ребенок заниматься самостоятельно каким-либо делом, требующим сосредоточенности в течение 30 минут (например, собирать конструктор)?

- Верно ли, что ваш ребенок в присутствии незнакомых нисколько не стесняется?

- Умеет ли ваш ребенок составлять рассказы по картинке не короче чем из пяти предложений?

- Может ли ваш ребенок рассказать наизусть несколько стихотворений?

- Умеет ли он изменять существительные по числам?

- Умеет ли ваш ребенок читать по слогам или, что еще лучше, целыми словами?

- Умеет ли ваш ребенок считать до 10 и обратно?

- Может ли он решать простые задачи на вычитание или прибавление единицы?

- Верно ли, что ваш ребенок имеет твердую руку?

- Любит ли он рисовать и раскрашивать картинки?

- Может ли ваш ребенок пользоваться ножницами и клеем (например, делать аппликации)?

- Может ли он собрать разрезную картинку из пяти частей за одну минуту?

- Знает ли ребенок названия диких и домашних животных?

- Может ли он обобщать понятия (например, назвать одним словом "овощи" помидоры, морковь, лук)?

- Любит ли ваш ребенок заниматься самостоятельно - рисовать, собирать мозаику и т.д.?

- Может ли он понимать и точно выполнять словесные инструкции?

Возможные результаты тестирования зависят от количества утвердительных ответов на вопросы теста.

Если оно составляет:

15-18 баллов - можно считать, что ребенок вполне готов к тому, чтобы идти в школу. Вы не напрасно с ним занимались, а школьные трудности, если и возникнут, будут легко преодолимы;

10-14 баллов - вы на правильном пути, ребенок многому научился, а содержание вопросов, на которые вы ответили отрицанием, подскажет вам точки приложения дальнейших усилий;

9 и меньше - почитайте специальную литературу, постарайтесь уделять больше времени занятиям с ребенком и обратите особое внимание на то, чего он не умеет.

 

 

Как заранее предупредить возможные проблемы в учебе

Мы с вами знаем, насколько важны для "школьной судьбы" ребенка успехи или неудачи первых лет обучения. В этот период у него формируются не только базовые знания и навыки. Главное – он еще "учится учиться", взаимодействовать с педагогами и одноклассниками. Именно в этот период в нем закладывается отношение к себе как к ученику.

В последние годы идет усложнение школьных программ. Так, например, программа начальной школы уплотняется за счет дополнительных предметов (английского, риторики и др.). И ребенок, по тем или иным причинам не готовый к условиям "массового" общеобразовательного класса, оказывается в незавидном положении. В процессе обучения его постоянными спутниками становятся тревожность, неуверенность в себе, страх перед плохой отметкой. Довольно часто результатом этого является формирование у ребенка так называемой "ориентации на неуспех".

Психологический анализ причин стойкой школьной неуспешности показывает, что у достаточно большого числа детей трудности связаны с несформированностью целого ряда психофизиологических функций, лежащих в основе успешного обучения каждого ребенка. Это так называемые уровни доинтеллектуальной деятельности, к которым относятся фонематический слух, зрительный анализ, артикуляция, мелкая моторика, пространственная, временная и количественная ориентация, координация в системе "глаз – рука", слухоречевая и зрительная память, внимание, образное восприятие.

Мне бы хотелось обратить особое внимание родителей и учителей на необходимость своевременного формирования этих психофизиологических функций еще при подготовке детей к школе. Также очень важным является раннее выявление именно этой зоны трудностей у неуспевающих детей с целью организации и проведения коррекционных занятий.

Я предлагаю вашему вниманию небольшую программу "Коррекция базовых уровней доинтеллектуальной деятельности", которая достаточно эффективно может быть использована и при подготовке ребенка к школе, и в коррекционных целях. В этой программе сделан особый акцент на ритмокоррекцию, с которой связана слого-ритмическая структура как слова, так и речи в целом, и коррекцию межполушарного взаимодействия, необходимую для стимуляции интеллектуального развития каждого ребенка, а особенно для детей с левшеством или элементами левшества.

Работа по предлагаемой программе может осуществляться как педагогом (желателен контакт с психологом), так и родителями детей. Занятия могут быть как индивидуальными, так и групповыми. Предлагаемая серия упражнений должна идти по пути постепенного усложнения по мере усвоения их ребенком.

 

Ритмокоррекция

 

1. Детям предлагается игра "Похлопаем, потопаем, постучим". Ребенок отхлопывает заданный ведущим ритм (без музыки) ладонями, оттопывает ногой (при усложнении задания просим ребенка оттопывать обеими ногами поочередно), отстукивает карандашом или палочкой.

Инструкция: "Послушайте, как я постучу, слушайте меня внимательно, а затем после моей команды постучите точно так же". Серии ритмов постепенно удлиняются и усложняются. Если ребенок испытывает затруднения в восприятии и воспроизведении заданных ведущим ритмов, то это может быть одним из признаков его предрасположенности к дислексии (нарушение формирования навыка чтения).

Я сразу хочу обратить внимание как педагогов, так и родителей на важность текста инструкции в любой игре и любом задании. Мы обязательно должны, во-первых, акцентировать ребенка на необходимости внимательного слушания, а во-вторых, на начале ответа только после команды ведущего. В процессе игры или учебного задания детям часто бывает трудно управлять своим поведением, эмоциями, телом. Им свойственно торопиться, перебивать, недослушивать. Четкая инструкция и, может быть, ее многократное повторение связано с тем, что в процессе развивающей работы нам с вами необходимо параллельно с ритмом, памятью, вниманием и др. развить и произвольность психических процессов ребенка. Без этого невозможны регуляция и контроль деятельности, зрелость эмоционально-волевой сферы, выработка таких важных для успешного обучения в школе факторов, как самоорганизация и самоконтроль. Простые, на первый взгляд, игры и упражнения при условии их правильного выполнения самим ведущим, будь то учитель или родитель, могут оказать ребенку неоценимую помощь.

2. Следующая игра – "Придумай сам". Ребенку предлагается придумать свой ритм и передать его ведущему. Если игра проводится в группе детей, то им предлагается передавать придуманные ритмы по кругу.

3. Игра "Ничего я не скажу, лучше ритмом покажу". Ребенок пытается выразить свое состояние или какое-то чувство придуманным им ритмом. Остальным детям предлагается отгадать, что чувствует ребенок или что он хочет сказать своим ритмом.

4. Словесные ритмы. Стихотворная фраза (стихи должны соответствовать возрасту ребенка) делится на слова, произносится ребенком и синхронно оттопывается, а затем на слоги и так же отхлопывается. Если ребенок уже учится в школе, то желательно оттопывать и отхлопывать в орфографическом варианте.

Стихотворная фраза постепенно усложняется от занятия к занятию.

Одним из вариантов игр на словесные ритмы может стать игра "Считалочка-бормоталочка". Попросите ребенка выучить, например, фразу из стихотворения А.Барто: "Самолет построим сами". В первый раз ребенок произносит все три слова, затем лишь два, делая хлопок вместо последнего третьего, а затем одно, делая уже два хлопка. В четвертый раз ребенок делает три хлопка, произнося все три слова "про себя". Выглядит это так:

1. Самолет – построим – сами.

2. Самолет – построим – хлопок.

3. Самолет – хлопок – хлопок.

4. Хлопок – хлопок – хлопок.

Возвращаемся к исходной фразе.

1. Самолет – хлопок – хлопок.

2. Самолет – построим – хлопок.

3. Самолет – построим – сами.

Стихотворные фразы усложняются от урока к уроку.

Если ребенок без труда выполняет игры на простые словесные ритмы, то следует перейти к чтению или заучиванию веселых стихов и отхлопыванию их (желательно в орфографическом варианте) по слогам, но с чередованием темпа, от медленного к постепенно убыстряющемуся.

4. С большим успехом в этой работе можно пользоваться упражнениями из логоритмики, которые сочетают в себе работу с речью, ритмом, интонацией и движением. Ритм речи, особенно ритм стихов, поговорок, пословиц, способствует развитию координации, общей и тонкой произвольной моторики. С помощью стихотворной ритмической речи вырабатывается правильный ритм дыхания, темпа речи, развивается речевой слух, речевая память. А главное, ребята очень любят эти игры. Они доставляют им много радости и веселья.

Начинать следует с простых, доступных детям текстов. Мы читаем текст, сопровождая его соответствующими движениями, которые можно придумать самим исходя из текста стихотворения. Потом мы еще раз читаем текст и просим ребенка делать такие же движения, как мы вместе с нами. После нескольких повторений можно предложить делать движения и одновременно повторять вместе с нами текст веселого стихотворения.

Не делайте замечаний ребенку, если у него не сразу все получается! Наоборот, поддержите его восторженным одобрением и похвалой. Помните, что только обучение в радостной и психологически комфортной обстановке принесет желаемый результат. Весело смейтесь над собственными промахами, показывая ребенку, что ошибаться могут даже взрослые и это не страшно.

Вот несколько стихов, которые можно использовать в работе.


Мы играем на гармошке:

Громко хлопаем в ладошки,

Головой слегка качаем,

Руки кверху поднимаем.

 

Рано утром на полянке

Так резвятся обезьянки:

Левой ножкой – топ, топ!

Правой ножкой – топ, топ!

 

Руки вверх, вверх, вверх!

Кто поднимет выше всех?

Руки вниз – и наклонились,

За мысочки уцепились!

 

А теперь на четвереньках

Погуляем хорошенько!

А потом мы отдохнем,

Посидим и спать пойдем!


 

Развитие памяти

 

Этот этап развивающей работы хорошо знаком учителям, он традиционен в педагогической практике. Поэтому я представлю его достаточно кратко, хотя в реальности это долговременная программа занятий с детьми. Начинать ее следует еще с дошколятами, готовя их к школе, а затем продолжить и в начальном звене, но на более сложном учебном материале. Слухоречевую и зрительную память следует развивать одновременно, чередуя на занятиях упражнения, связанные с этими видами памяти.

 

Упражнения на развитие слухоречевой памяти

 

1. В игровой форме предлагаем детям прослушать цепочки звуков, а затем повторить их. От занятия к занятию объем цепочки постепенно увеличиваем.

Ведущий: "Ребята, кто из вас больше запомнит звуков? Я буду произносить цепочку звуков, вы сначала внимательно ее послушайте, а затем по моей команде повторите".

Даем первую цепочку: "А–О–У–Э". Затем ведущий просит повторить ее одного из ребят. Если звуки произнесены верно, то цепочку звуков повторяет хором вся группа. Если же была допущена ошибка, то ведущий просит: "Ребята, я был невнимателен и прослушал. Помогите мне, пожалуйста, повторите звуки еще раз".

Вторая цепочка может выглядеть так: "У–А–Ы–И–Э–О". Работа с ней идет по тому же алгоритму.

Затем в звуковые ряды вводятся вместе с гласными и согласные звуки.

Самое главное – постепенное увеличение объема после того, как вы убедитесь, что дети легко справляются с предыдущим упражнением.

2. При подготовке к школе и на начальных этапах обучения можно рекомендовать упражнение "Говорим и пишем".

Ведущий: "Ребята, вы уже знаете все звуки и буквы, хорошо их проговариваете, быстро находите в книге. Сейчас я назову, как и в прошлой игре, цепочку звуков. Слушайте внимательно, а затем по моей команде повторите. Но теперь, проговаривая звук, мы будем рисовать его букву (его домик) перед собой (в вертикальном пространстве) так, как будто мы с вами рисуем на листе белой бумаги".

Дошколятам нравится произносить звуки и одновременно отыскивать и показывать их на плакатах или в книге. Однако работа в вертикальной плоскости дает, что доказано практикой, лучшие результаты. С чем это связано? С процессом формирования пространственных функций и ориентации в пространстве. Кроме того, в процессе "рисования" вы можете отследить не "зеркалит" ли ребенок при написании какой-либо буквы особенно если вы знаете, что он имеет элементы левшества или чистый левша. В случае искажения ребенком образа буквы следует использовать специальные упражнения.

См. также "Как письмо на спине решает проблемы"

3. Выстраиваем цепочку слогов. Работаем по тому же алгоритму. Цепочка может быть, например, такой:

ПА–НА–РА; ПА–НА–РА–КА;

ПА–НА–РА–КА–ДА.

В этой работе очень важны фантазия и чувство юмора самого ведущего. Так, ребятам можно сказать, что это язык марсиан. Можно даже в них поиграть, давая возможность ребенку на более поздних этапах развивающей работы самому придумать новый язык (цепочку слогов или звуков) – упражнение "Галактическое собрание".

4. Далее, в работу можно ввести тему "Наша интонация". В игровой форме мы просим ребенка произнести цепочку слогов (звуков, слов, любую фразу) с различной интонацией: радостно, грустно, удивленно, восторженно, испуганно, разгневанно и т.д.

 

Например: цепочка слогов СЭ–ФЫ–РУ–ШУ–ХО–ЩА.

Ведущий: "Ребята, разные интонации придают новый смысл даже такой простой цепочке слогов, как эта. Произнесите ее радостно, словно сегодня у вас день рождения; кровожадно, как будто мы с вами истребляем всех комаров в этой комнате; печально, словно потеряли любимую игрушку или поссорились с другом..." и т.д.

Можно предложить ребенку самому выбрать интонацию или отследить, какую он использует чаще всего. Это хороший диагностический материал для анализа его эмоциональной сферы. Хорошо поделиться этими данными с психологом с целью оказания поддержки ребенку.

Если вы занимаетесь с группой ребят, то можно использовать упражнение "Два маленьких котенка". Вы организуете диалог между ребятами, предлагая им использовать различные интонации для выражения своих чувств.

5. Усложненный вариант – упражнение "Повтори наоборот".

Ведущий: "Сейчас я произнесу цепочку слогов. Послушай ее внимательно, а затем по моей команде повтори эту цепочку, сохраняя мою интонацию, но в обратном порядке или "задом-наперед". Например, я говорю тебе: СА–ЖА–ЦА, а ты произносишь ЦА–ЖА–СА."

6. Выстраиваем цепочку слов. 3десь возможны два этапа работы: первый – слова связаны между собой по смыслу, второй – слова не должны быть связаны по смыслу.

 

Первый вариант работы – даем два ряда слов, между которыми существуют смысловые связи: постель – подушка, курица – яйцо, стол – стул, ученик – школа, груша – компот, книга – страница, праздник – радость и др.

Затем, после паузы в 10–15 секунд, мы произносим первое слово в паре и просим ребенка назвать нам второе. Для коррекции элементов дисграфии и дислексии у школьников рекомендуется орфографическое произнесение запоминаемых слов. Это упражнение, помимо механической, хорошо развивает и логическую память ребенка.

Второй вариант. Например, следующая цепочка слов: мак, соль, дом, лес, кот, лук, брат, гриб...

Ведущий: "Сейчас я назову тебе несколько слов, послушай их внимательно, а затем по моей команде повтори".

В качестве усложненного варианта можно использовать упражнение "Повтори наоборот".

Важно помнить, что в зависимости от возраста ребенка он может воспринять и воспроизвести разное количество смысловых единиц. Так, малыши 5–6 лет могут "взять" цепочку из 6–7 слов, а школьникам можно дать и все 10 слов.

7. Предлагаем предложения с постепенным увеличением их объема.

Для того чтобы материал лучше "записывался" в памяти, надо подключать во время занятий эмоциональные реакции ребенка, что позволяет ему лучше усваивать запоминаемый материал. Для этого подбираются специальные фразы или кусочки текста, содержащие какой-либо эмоциональный контекст.

Мы просим детей преобразовать словесную форму в конкретный зрительный образ, так как абстрактные образы детям дошкольного и младшего школьного возраста запоминать сложно. Ребенок, мысленно создавая свою картинку, как бы иллюстрирует сначала слово, потом фразу, а потом и кусочек текста.

После каждого слова (фразы, отрывок из текста) делаем паузу.

Ведущий: "Ребята, я буду говорить вам слово (фразу, отрывок из текста), а вы после каждого закройте глаза и мысленно нарисуйте себе картинку".

Варианты слов: буря, слон, радость, чемпион, школа...

Варианты фраз: вкусный пирог, красивый цветок, теплое море...

Цепочк слов, предлагаемых для запоминания, постепенно увеличивается с 5–6 до количества, который может запомнить ребенок.

8. Строим цепочку цифрового ряда. Здесь так же может быть несколько этапов работы:

1. последовательный числовой ряд, только четные, только нечетные, только делящиеся на 2 и т.д.;

2. числа идут в цепочке вперемешку;

3. (усложненный). Повторить данную цепочку, но наоборот.

Еще раз повторю: главное – постепенное увеличение объема, иначе мы можем "испугать" ребенка обилием информации.

Упражнения на развитие зрительной памяти

Это та же серия упражнений, но в которой мы предъявляем ребенку материал к запоминанию, используя карточки, картинки, небольшие плакаты.

Мы предлагаем ребенку запомнить рисунки с изображенными на них буквами, цифрами, слогами, словами, фразами, конкретными предметами.

Можно показать ребенку сюжетную картинку (от простой к сложным), предъявив ее на короткое время, затем убрать и попросить описать, что на ней изображено.

 

В школьном возрасте для коррекции зрительной (орфографической) памяти можно использовать рисование отдельных словарных слов или словосочетаний, письмо по памяти.

Работая с детьми, мы не должны забывать про важность игровых моментов на своих занятиях. В свою программу я активно включаю игры и упражнения, которые, с одной стороны, работают на развитие памяти, внимания, речи, а с другой, делают занятие веселым и непринужденным.

Я говорю о целой серии упражнений под общим названием "Дразнилка". Целью этих занятий является развитие высокого уровня подражания, имитации, копирования задаваемых ведущим моделей речи (темп, интонация, высота голоса и др.), движений ("Подвигаемся, как..."; "Побегаем, как..."; "Походим, как..." и др.), мимики (радуемся, огорчаемся, съели кислое и др.) и их различных сочетаний и вариаций.

Параллельно с развитием памяти, как вы уже, наверное, поняли, весь этот блок программы развивает еще и внимание ребенка. Игры, в которых нужно внимательно послушать, внимательно посмотреть, постараться точно скопировать рукой, мимикой, двигаться всем телом и др., направлены на развитие произвольного полимодального внимания, которое необходимо ребенку, чтобы "научиться быть отличником".

См. также "Развивающие методики. Развитие памяти у детей" >>>>

                "Развивающие методики. Развитие внимания у детей" >>>>

Развитие межполушарных взаимодействий

Вы наверняка сталкивались с детьми, которых даже близкие им люди называют невнимательными, неорганизованными, неспособными сосредоточиться и верно выполнить предложенную работу. В школе такие дети плохо читают, медленно и коряво пишут, делая большое число ошибок, которые взрослые называют "нелепыми". Встречаются и ребята, испытывающие трудности в счете, а также при решении математических задач. В большинстве случаев это не связано с тем, что ребенок не старается или не хочет учиться и быть успешным. Причины этих и многих других проблем учебной деятельности связаны с особенностями анатомического строения мозга (наличием правого и левого полушария) и его функционированием.

В рамках нашей статьи мы не будем касаться научных аспектов темы межполушарного взаимодействия. Об этом вы можете прочитать в целом ряде известных педагогам книг, в частности в книге "Неуспевающие дети", написанной Н.К. Корсаковой, Ю.В. Микадзе и Е.Ю. Балашовой. Но для того чтобы была понятна логика подбора игр и упражнений программы коррекции и развития, необходимо сказать следующее.

При несформированности межполушарного взаимодействия не происходит полноценного обмена информацией между правым и левым полушариями, каждое их которых постигает внешний мир по-своему. При этом правое полушарие, осуществляя чувственное восприятие, дает необходимые образы для последующего абстрактно-логического анализа левому полушарию. В нем определяются сходство и различие между предметами, явлениями, событиями, обрабатывается речевая информация.

Правое и левое полушарие связаны с организацией движения в противоположной стороне тела, а также с приемом и переработкой всей зрительной, слуховой, тактильной, кинестетической информации, поступающей из противоположной половины тела.

Такое разделение функций обеспечивает взаимную дополняемость работы полушарий. Полный анализ и синтез любой информации, построение любого ответа или вывода осуществляется при их тесном сотрудничестве. Поэтому практически в каждом виде учебной деятельности можно выделить компоненты работы как правого, так и левого полушарий. Их координация и взаимная дополняемость – необходимое условие для успешности любого вида деятельности. Отсутствие же слаженности в их работе – основная причина трудностей в учебе, в том числе и связанных с дисграфией, дислексией и аккалькулией (нарушением процесса формирования навыков письма, чтения, счета).

Развитие межполушарного взаимодействия является основой интеллектуального развития ребенка.

Для совместной работы обоих полушарий требуется их функциональная связь. Формируется она в период младенчества, во время ползания благодаря постоянным скрестным движениям рук и ног. Если же период ползания оказывается сокращен, то недостаточно развиваются координация движений, координация деятельности полушарий между собой и координация мозга и тела в целом. Развивая координацию движений, моторику ребенка, мы создаем предпосылки для полноценного функционального становления многих психических процессов.

Первым блоком программы развития межполушарного взаимодействия является блок "Движение" – через комплексы специальных игр и упражнений мы как бы проходим сначала двигательное развитие ребенка от младенчества до раннего возраста.

Комплекс упражнений для дошкольников и младших школьников

Проводится как индивидуально, так и малой группой. Желательно использование специального зала или просторной, хорошо проветриваемой комнаты с ковровым покрытием. Рекомендуется спортивная одежда, не сковывающая движений ребенка.

1. Упражнение на дыхание

Ребенок лежит на полу лицом вверх, руки вдоль тела. На счет от 1 до 6 идет медленный вдох носом, руки при этом поднимаются вверх вдоль тела, скользя по полу. На счет от 1 до 6 идет медленный выдох через рот, руки опускаются в исходное положение, но поверху. Повторяем 3 раза.

2. "Потягушки"

Продолжение »

 

Оцениваем готовность ребёнка к школе

Пролетела детсадовская пора. Осенью Ваш ребёнок идёт в первый раз в первый класс. Конечно же, у Вас возникает куча вопросов и тревог. Лето - тот последний промежуток вольной жизни, за который можно успеть подготовить вашего ребёнка к школе. В первую очередь проверяем психологическую зрелость ребёнка.

Что же такое психологическая (школьная) зрелость?

Выделяют три аспекта школьной зрелости: интеллектуальный, эмоциональный и социальный.

Интеллектуальная зрелость для возраста 6-7 лет - это умение выделять фигуру из фона, способность концентрировать внимание, устанавливать связи между явлениями и событиями, возможность логического запоминания, умение воспроизводить образец, а также развитие тонких движений руки и их координации.

Эмоциональная зрелость - это ослабление непосредственных, импульсивных реакций и умение длительно выполнять не очень привлекательную работу, то есть развитие произвольности поведения.

Социальная зрелость подразумевает потребность в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение законам детских групп, способность принимать роль ученика, умение слушать и выполнять указания учителя.

За основу готовности к школе, таким образом, принимается некоторый необходимый уровень развития ребенка, без которого он вообще не может успешно учиться в школе.

Очевидно, что не всякий ребенок может пойти в школу и успешно в ней учиться. Каждый ребенок развивается индивидуально. одни быстро начинают говорить, другие раньше начинают ходить. Поэтому к школьному возрасту дети приходят с разным багажом опыта - знаниями, умениями, навыками, привычками. Впоследствии каждый из них научится читать и считать и, может быть, даже станет грамотным, но к моменту поступления в школу важнее иметь не конкретные сформированные навыки, а способность воспринимать и усваивать новый материал, то есть способность ребенка к обучению.

Итак, поскольку школьная зрелость, как и вообще все развитие ребенка, подчиняется закону неравномерности психического развития, каждый ребенок имеет свои сильные стороны и зоны наибольшей уязвимости. Предлагаем вам короткий тест для того, чтобы Вы смогли оценить готовность своего ребенка к школе.

Тест для родителей:

- Хочет ли ваш ребенок идти в школу?

- Привлекает ли вашего ребенка в школе то, что он там много узнает и в ней будет интересно учиться?

- Может ли ваш ребенок заниматься самостоятельно каким-либо делом, требующим сосредоточенности в течение 30 минут (например, собирать конструктор)?

- Верно ли, что ваш ребенок в присутствии незнакомых нисколько не стесняется?

- Умеет ли ваш ребенок составлять рассказы по картинке не короче чем из пяти предложений?

- Может ли ваш ребенок рассказать наизусть несколько стихотворений?

- Умеет ли он изменять существительные по числам?

- Умеет ли ваш ребенок читать по слогам или, что еще лучше, целыми словами?

- Умеет ли ваш ребенок считать до 10 и обратно?

- Может ли он решать простые задачи на вычитание или прибавление единицы?

- Верно ли, что ваш ребенок имеет твердую руку?

- Любит ли он рисовать и раскрашивать картинки?

- Может ли ваш ребенок пользоваться ножницами и клеем (например, делать аппликации)?

- Может ли он собрать разрезную картинку из пяти частей за одну минуту?

- Знает ли ребенок названия диких и домашних животных?

- Может ли он обобщать понятия (например, назвать одним словом "овощи" помидоры, морковь, лук)?

- Любит ли ваш ребенок заниматься самостоятельно - рисовать, собирать мозаику и т.д.?

- Может ли он понимать и точно выполнять словесные инструкции?

Возможные результаты тестирования зависят от количества утвердительных ответов на вопросы теста.

Если оно составляет:

15-18 баллов - можно считать, что ребенок вполне готов к тому, чтобы идти в школу. Вы не напрасно с ним занимались, а школьные трудности, если и возникнут, будут легко преодолимы;

10-14 баллов - вы на правильном пути, ребенок многому научился, а содержание вопросов, на которые вы ответили отрицанием, подскажет вам точки приложения дальнейших усилий;

9 и меньше - почитайте специальную литературу, постарайтесь уделять больше времени занятиям с ребенком и обратите особое внимание на то, чего он не умеет.

 

Сделать бесплатный сайт с uCoz