Безопасность дорожного движения

 

Правила дорожного движения.

       Проблема детского дорожно-транспортного травматизма с каждым годом становится более актуальной. Это зависит, прежде всего, от увеличивающейся  численности автотранспорта на улице. Число ДТП, к сожалению, постоянно растет. Во время автомобильных аварий на нашей планете через каждые 2,5 минуты погибает один человек.

       Педагоги нашего детского сада уверены в том, что необходимо работать над профилактикой детского дорожно-транспортного  травматизма. Для этого проводятся интересные и увлекательные игровые занятия с использованием наглядного материала, викторины и праздники, на которых воспитанников знакомят с ПДД. В игровой форме дети знакомятся с различными видами транспорта, изучают дорожные знаки и правила безопасного поведения. Воспитатели, учитывая возрастные особенности детей и имеющиеся у них знания и умения, последовательно ставят перед ними новые задачи, обогащая и закрепляя представления детей о правилах дорожного движения. Полученные в учебной деятельности знания ребята отражают в творческой деятельности: рисовании, лепке, аппликации, конструировании.

 

 

 

Правила дорожного движения

Причины дорожно-транспортных происшествий

 Наиболее распространённые причины дорожно-транспортных происшествий:

       Выход на проезжую часть в неустановленном месте перед близко идущим транспортом (мало кто из наших детей имеет привычку останавливаться перед переходом проезжей части, внимательно её осматривать перед переходом проезжей части, внимательно её осматривать с поворотом головы и контролировать ситуацию слева и справа во время движения).

       Выход на проезжую часть из-за автобуса, троллейбуса или другого препятствия (наши дети не привыкли идти к пешеходному переходу, выйдя из транспортного средства или осматривать проезжую часть, прежде чем выйти из-за кустарника или сугробов).

        Игра на проезжей части (наши дети привыкли, что вся свободная территория – место для игр).

        Ходьба по проезжей части (даже при наличии рядом тротуара большая часть детей имеет привычку идти по проезжей части, при этом чаще всего со всевозможными нарушениями).

       Никакой злонамеренности в большей части нет. На поведение детей на дороге влияет целый ряд факторов, из которых необходимо подчеркнуть особую значимость возрастных особенностей детей:

• Физиологические

Ребёнок до 8 лет ещё плохо распознаёт источник звуков (он не всегда может определить направление, откуда доносится шум), и слышит только те звуки, которые ему интересны.

    Поле зрения ребёнка гораздо уже, чем у взрослого, сектор обзора ребёнка намного меньше. В 5-летнем возрасте ребёнок ориентируется на расстоянии до 5 метров. В 6 лет появляется возможность оценить события в 10-метровой зоне, что составляет примерно 1/10 часть поля зрения взрослого человека. Остальные машины слева и справа остаются за ним не замеченными. Он видит только то, что находится напротив. 

Реакция у ребёнка по сравнению со взрослыми значительно замедленная. Времени, чтобы отреагировать на опасность, нужно значительно больше. У взрослого пешехода на то, чтобы воспринять обстановку, обдумать её, принять решение и действовать, уходит примерно 0,8 – 1 се. Ребёнку требуется для этого 3-4 секунды. Ребёнок не в состоянии на бегу сразу же остановиться, поэтому на сигнал автомобиля он реагирует со значительным опозданием. Даже, чтобы отличить движущуюся машину от стоящей, семилетнему ребёнку требуется до 4 секунд, а взрослому на это нужно лишь четверть секунды.

Надёжная ориентация налево-направо приобретается не ранее, чем в семилетнем возрасте. 

• Психологические

У дошкольников нет знаний и представлений о видах поступательного движения транспортных средств (т.е. ребёнок убеждён, основываясь на аналогичных движениях из микромира игрушек, что реальные транспортные средства могут останавливаться так же мгновенно, как и игрушечные). Разделение игровых и реальных условий происходит у ребёнка в уже школе постепенно.

     Внимание ребёнка сосредоточенно на том, что он делает. Заметив предмет или человека, который привлекает его внимание, ребёнок может устремиться к ним, забыв обо всём на свете. Догнать приятеля, уже перешедшего на другую сторону дороги, или подобрать уже укатившийся мячик для ребёнка гораздо важнее, чем надвигающаяся машина.

      Ребёнок не осознаёт ответственности за собственное поведение на дороге. Не прогнозирует, к каким последствиям приведёт его поступок для других участников движения и для него лично. Собственная безопасность в условиях движения, особенно на пешеходных переходах, зачастую им недооценивается.

     Как сформировать у дошкольников навыки безопасного поведения на дороге

       Говоря о причинах дорожно-транспортных происшествий с участием детей, мы часто встречаемся со словом «привычка». Как правило, речь идёт о негативных привычках, а вернее об отсутствии положительных. Привычка – это поведение человека, закреплённое многократным повторением. Привычка останавливаться перед проезжей частью, осматривать её слева и справа с поворотом головы, переходить дорогу только в установленном месте, заботиться о своей безопасности может появиться только в результате ежедневной, кропотливой работы, когда полученные детьми теоретические знания по ПДД обязательно закрепляются многочисленным, систематическим практическим повторением.

      Если ежедневно, подходя к проезжей части, говорить ребёнку: «Стой, дорога!», то останавливаться для него станет привычкой. Если всегда, выйдя из автобуса, вести ребёнка до пешеходного перехода, то такой маршрут для него станет привычным. Учитывая возрастные особенности детей, наличие положительных привычек для них явление жизненно необходимое, по другому это называется – навыки безопасного поведения на дороге.

      Чтобы выработать положительную привычку, не обязательно вести ребёнка к проезжей части. Это можно сделать и в группе, при проведении занятий по правилам дорожного движения, имея минимум дорожных символов и атрибутов.

      Так, в средней группе закрепляя понятия «тротуар» и «проезжая часть», дети познакомились с  местами движения машин и людей, отрабатывали навык хождения по тротуару, придерживаясь правой стороны)

      Разговаривали с детьми о пешеходном переходе, его назначении. Дети должны научиться находить его на иллюстрациях в книгах, на макетах. После чего следует объяснить детям важность правильного поведения на самом пешеходном переходе и при подходе к нему (остановиться на некотором расстоянии от края проезжей части, внимательно осмотреть проезжую часть, повернув голову налево, а затем направо, при движении до середины дороги контролировать ситуацию слева, а с середины дороги – справа).

   И в средней группе, и далее в старшей группе необходимо во время практических занятий регулярно отрабатывать навыки перехода проезжей части. Легче всего это сделать в игре.

      Мы с детьми на игровой площадке обозначили проезжую часть, тротуары и пешеходный переход. Каждый ребёнок  подходил к пешеходному переходу, останавливался на некотором расстоянии от него, внимательно смотрел на проезжую часть, повернув голову налево, а затем направо, убедившись, что транспорта нет, выходили на пешеходный переход, при движении до середины дороги контролировали ситуацию слева, а с середины дороги – справа. Все действия детей были доведены до автоматизма, ведь правильное поведение на пешеходном переходе должно стать привычкой.

Организация работы по БДД.

    Высокий уровень детского дорожно-транспортного травматизма во многом обусловлен недостатками в организации воспитания и обучения детей дошкольного возраста безопасному поведению на улице. Дидактические занятия с дошкольниками по дорожной тематике решают следующие задачи:

§  развитие у детей познавательных процессов, необходимых им для правильной и безопасной ориентации на улице;

§  обучение дошкольников дорожной лексике и включение их в самостоятельную творческую работу по изучению и осознанию опасности и безопасности действий на улицах и дорогах;

§  формирование у детей навыков и устойчивых положительных привычек  безопасного

поведения на улице.

      В общую программу воспитания дошкольников включаются вопросы, раскрывающие содержание терминов «опасность» и «безопасность». Воспитательный процесс осуществляется:

        -через непосредственное восприятие дорожной среды во время целевых прогулок, где дети наблюдают движение транспорта и пешеходов, дорожные знаки, светофоры, пешеходные переходы и т.д.;

        -в процессе специальных развивающих и обучающих занятий по дорожной тематике.

     Особенно важно развитие таких навыков и привычек, как сознательное отношение к своим и  чужим поступкам, т.е. понимание ребёнком того, что является правильным и неправильным.           Проведение дидактических занятий с дошкольниками предусматривает развитие у них познавательных способностей:

·         умение вовремя замечать опасные места, приближающийся транспорт;

·         умение различать величину транспорта;

·         умение определять расстояние до приближающегося транспорта;

·         знание сигналов светофора, символов на дорожных знаках и их значения;

·         понимание особенностей движения транспорта; того, что он не может мгновенно остановиться, увидев на своём пути пешехода;

·         понимание потенциальной опасности транспорта; того, что на дорогах могут быть аварии с гибелью и ранениями людей;

·         умение связно выражать свои мысли.

Эти вопросы находят своё отражение в плане мероприятий по БДД в рамках профилактической операции «Внимание-дети».

В группах оформлены уголки по БДД.

 План мероприятий по БДД.

№ п\п

Группа

Форма работы

Содержание

Дата проведения

Ответственный

1.

ясельная

 

 

 

воспитатель

 

 

беседа

Друг  на дороге.(знакомство со светофором)

10.05

 

 

 

рисование

Дорога для зверей.

12.05

 

 

 

лепка

Светофор.

13.05

 

 

 

дид. игра

Собери светофор.

15.05

 

 

 

конструирование

Автобус

19.05

 

 

 

дид. игра

Шофёр.

22.05

 

 

 

рисование

Два глаза светофора.

26.05

 

 

 

дид.игра

Разрешено, запрещено.

27.05

 

 

 

подв.  игра

Продолжение »

Уголки по БДД

Наши праздники

 

Консультация для родителей по правилам дорожного движения!

 Для того, что бы вы всегда были спокойны за своего ребенка, и он чувствовал себя уверенно на дороге, советуем Вам:

 - напоминайте основные Правила дорожного движения своему ребенку каждый день;

 - Никогда в присутствии ребенка не нарушайте Правила движения;

 - При переходе проезжей части держите ребенка за руку;

 - Учите его ориентироваться на дороге, быть осторожным и внимательным, никогда не перебегать дорогу перед близко идущим транспортом;

 - Учите его переходить проезжую часть только по пешеходным дорожкам, на зеленый сигнал светофора;

 - Не позволяйте своему ребенку играть на дороге.

 Помните! Дорога полна неожиданностей! Лишь строгое соблюдение Правил станет залогом безопасности вас и вашего ребенка!

        Взрослые, находясь с дошкольниками на улице, всегда должны держать их за руку.

Находясь в автомобиле, дошкольники не должны сидеть на переднем сиденье. Дети до 12 лет перевозятся на заднем сиденье автомобиля с использованием специального детского устройства.

Никогда не пристегивайте взрослого и ребенка одним ремнем безопасности. Ремень безопасности должен иметь адаптер для регулирования его по росту ребенка.

Не разрешайте детям стоять в автомобиле между спинками сидений.

Никогда не перевозите ребенка на коленях на переднем или заднем сиденье.